JSN Vintage - шаблон joomla Форекс
Апрель 2024
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Погребение усопших — важнейший христианский обряд. Церковь смотрит на земную жизнь, как на приготовление к жизни вечной, в которой будет участвовать и тело, которому, по слову апостола, подобает стать нетленным и бессмертным. С православной точки зрения, смерть человека — «успение», засыпание, переход в мир иной, рождение в вечность. Умерших христиан принято называть усопшими, то есть уснувшими. Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства — Догматом о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. По учению православной церкви со смертью человек не исчезает, не уничтожается, он засыпает телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом. Мёртвый спит, оставаясь при этом человеком, отсюда покойник — спокойный человек, тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога». Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению, заботясь о достойном погребении человека, православные выражают свою веру в воскресенье. Многие погребальные обряды напоминают обряд крещения, тем самым говоря: как через таинство Крещения человек возрождается от жизни греховной к жизни святой и богоугодной, так и через смерть истинный христианин возрождается для новой, лучшей и вечной жизни со Христом.

Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Иисуса Христа. Православный обряд приготовления тела усопшего к погребению сохранился с ветхозаветных времен и выражается в омовении тела, облачении его, положении во гроб.

Подготовка к погребению

Согласно православной традиции к умирающему человеку (при необходимом условии, чтобы он находился в сознании и адекватном состоянии) обязательно зовут священника, который совершает над ним таинство соборования для исцеления и отпущения грехов. По правилам христианской Церкви таинство должно совершаться собором, то есть семью священниками. Однако в русском православном обиходе человека соборует один священник, но семикратно. Соборование проводится у постели больного в присутствии родственников и соседей, стоявших с зажжёнными свечами в руках. Далее священник исповедует умирающего и причащает его, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души. Он читается «от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати», и иначе называется отходной молитвой. По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает. В момент смерти, по учению церкви, человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов — бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мечется и трепещет.

Канон на исход души в отсутствии священника должны прочитать родные и близкие умирающего. Его не обязательно читать рядом с умирающим, если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Если христианин испускает дух во время чтения канонов, то их дочитывают с заупокойным припевом: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея) (имярек) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (ю) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу) учини (поклон), и душам нашим полезная сотвори (поклон).»

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то родственники могут прочесть другой канон — «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Оба этих канона есть в полных православных молитвословах. Моление должно быть усилено, чтобы облегчить кончину. Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».

Сразу после наступления смерти тело умершего при любых обстоятельствах омывается пока оно полностью не остыло. В то же время покойника следует обмывать только в светлое время суток (от восхода и до заката солнца). Омовение преследует не только гигиеническую цель (так как после смерти вследствие полного расслабления мышц часто происходит самопроизвольное опорожнение кишечника и мочевого пузыря, кроме того на теле может остаться грязь, кровь, пот, гной и др. выделения организма), но рассматривается и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен предстать пред Богом в чистоте и непорочности, полученной человеком в момент крещения. Этот обряд не имеет строгих канонов и его выполнение зависит от конкретного региона и обстоятельств его проведения. Как правило, покойников любого пола обмывают пожилые женщины (старые девы и вдовы), т. н. старушки-обмывальщицы, не состоящие с почившим в родстве, обычно из числа соседей. В экстремальных ситуациях (например, в случае смерти в дали от дома) умершего может обмыть любой взрослый человек, оказавшейся рядом в минуту смерти. Единственно обязательное условие — нельзя обмывать беременным женщинам или женщинам, у которой в данный момент месячные во избежание болезней будущего ребёнка. Также согласно церковному учению, матери не полагается обмывать своего умершего ребёнка, так как она обязательно будет его оплакивать, а это осуждается как отступление от веры в бессмертие души: по христианскому вероучению, умерший ребёнок сразу обретает райскую жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться.

Сама процедура выглядит следующим образом. Сначала покойного полностью раздевают, освобождая от всех одежд. Затем тело мирянина омывают тёплой, но не горячей, (чтобы не распарить его) водою с мылом. Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеёнку и покрывают её простынёй. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой — с мыльной. Губкой или мягкой тряпкой, смоченной в мыльной воде, омывают всё тело, начиная с лица и кончая ногами, крестообразными движениями трижды, затем омывают чистой водой и вытирают насухо полотенцем или холщовой тряпкой. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего. При омовении читают Трисвятое и «Господи, помилуй». Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать, а пепел закапывать. Обмыть мёртвого всегда считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов. До сих пор сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного.

Омытое тело умершего облекают в новую, иногда весьма дорогую, и, главное, чистую белую одежду (она должна быть впору, ни велика и ни мала). Новая одежда символизирует обновление по воскресении, а белый цвет одежды указывают на духовную чистоту, знаменует собой, что усопший приготовился предстать суду Божию и желает остаться в этом суде чистым. На усопшем обязательно должен быть нательный крестик (если сохранился — крестильный). Если в момент смерти крестика на нём не было, то его необходимо надеть на него. Затем покойника одевают в одежду его земного служения, во свидетельство веры в воскресение мёртвых и будущий суд, на котором каждый христианин даст Богу ответ не только по долгу христианскому, но и ответит за вверенное ему на земле служение. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причём его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Мужчин хоронят наоборот с непокрытой головой. Молодых девушек, умерших незамужними в некоторых регионах хоронят в подвенечном наряде. Одевает покойника тот же человек, который обмывал.

Потом покойника кладут на специально подготовленный стол или лавку, лицом вверх, головой в красный угол, то есть на восток. Поверх обычной одежды до пояса усопшего христианина укрывают саваном — белом покрывалом с изображением Распятия, напоминающим о тех белых одеждах, в которые облекают младенца при крещении. Это свидетельствует, что умерший находится под покровом Христа и сохранил до конца жизни обеты, данные им при крещении. На лоб покойного кладётся венчик — длинная бумажная или тканевая полоска с изображением Спасителя с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей и текстом Трисвятой песни — в знак принадлежности новопреставленного к светлому сонму чад Церкви Христовой и верности ей до конца. Возложение венчика на лоб умершего символизирует венец славы, который, по учению церкви, получает в Царствии Небесном христианин за свою праведную жизнь. Венчик и покров можно приобрести в любом православном храме.

Глаза почившего должны быть закрыты, уста сомкнуты. С этой целью челюсть покойника подвязывают, а на веки кладут монеты (чтобы глаза самопроизвольно не открылись впоследствии, из-за сокращения мышц). Конечности, если возможно, выпрямляют и фиксируют (связывают), чтобы умерший находился в таком положении вплоть до погребения (развязывают их уже перед самым выносом тела из дому). Руки покойного складывают крестообразно на груди (правая поверх левой), изображая Животворящий Крест Господень, в свидетельство веры в Распятого Иисуса Христа и того, что он предал свою душу Христу. В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь кладут икону (для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери), так чтобы изображение было повернуто к лицу покойного. Можно также вложить Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия), или образ небесного покровителя. Вокруг покойного крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) в знак того, что умерший перешёл из тьмы земной жизни в область вечного света, в лучшую загробную жизнь. Нужно сделать всё необходимое, чтобы ничто лишнее не отвлекало внимания от молитвы о его душе. По обычаю православной церкви над телом усопшего с момента кончины до самого погребения должно вестись непрерывное чтение Псалтири его близкими поочередно. Если тело покойного находится вне дома, его домашние всё равно читают дома Псалтирь — считается, что душа покойного витает среди них. Чтение Псалтири прерывается только, когда при гробе служится панихиды. Наряду с панихидами принято служить заупокойные литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю часть панихиды). По учению Православной Церкви, в то время как тело человека лежит бездыханным и мёртвым, душа его проходит страшные мытарства — своего рода заставы на пути в иной мир. Для облегчения мытарств души до отпевания наряду с чтением Псалтири священник или родственники покойного читают также канон «Последование по исходе души от тела» из молитвослова.

Когда наступает время полагать покойника во гроб, священнослужитель окропляет святой водой тело почившего и сам гроб в ознаменование того, что это вместилище (ковчег), в котором тело умершего будет покоиться до Второго Пришествия Христова. Под голову и плечи (иногда и под ноги) покойника кладут подушку, которую обычно делают из ваты или сухой травы, тело в гробу оставляют до пояса прикрытым саваном.

За час — полтора перед выносом гроба из дома служат заупокойную литию, сопровождаемую каждением. Считается, что, подобно струящемуся вверх от кадила фимиаму, возносится на Небеса душа покойного. Над телом умершего ещё раз читается «Последование по исходе души от тела». За 15-20 минут до выноса тела в помещении остаются только родные и близкие для прощания с умершим.

Далее гроб с телом скончавшегося христианина выносят из дома ногами вперёд под пение Трисвятого в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему трисвятую песнь и направляются в церковь на отпевание. Отпевание, так же, может происходить «на дому» или на кладбище, в зависимости от желания родственников усопшего.

Отпевание

Отпевание и погребение по возможности совершаются на третий день (при этом в отсчёт дней всегда включается самый день кончины даже если она наступила за несколько минут до полуночи, то есть для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). По традиции хоронить покойного надо около полудня, обязательно до захода солнца.

Утром, после заупокойной Литургии, совершается чин погребения. Отпевание чаще всего совершают в храме, но вполне допустимо провести его и в доме умершего, такое отпевание вполне соответствует норме. Если чин погребения проходит в храме, то гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырём сторонам гроба зажигают свечи. Гроб должен быть открыт, если тому нет серьёзных препятствий.

Служба отпевания состоит из многих песнопений, отчего и получила своё название. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву, в которой Церковь молит Господа простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Текст этой молитвы сразу по её прочтении вкладывается в правую руку усопшего.

Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине. После разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном, в последний раз целуют умершего — прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба. При этом надо мысленно или вслух попросить у усопшего прощения за все те вольные и невольные обиды, которые были допущены к нему при жизни, и простить то, в чём был виновен он сам. Во время прощания поются стихиры как бы от лица покойного. Когда прощание закончено, священник навсегда закрывает лицо умершего покрывалом-саваном (тело должно быть покрыто целиком). Далее священник крестообразно посыпает землёй (или чистым речным песком) закрытое простынёй тело, от головы к ногам и от правого плеча к левому, с тем, чтобы получить правильные линии креста со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет её), вселенная и вси живущий на ней», знаменуя угасшую, но богоугодную жизнь на земле. Лицо умершего обращают к выходу. После этого гроб закрывается крышкой, заколачивают гвоздями и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется. Так заканчивается отпевание. Под пение Трисвятого гроб ногами вперёд выносится из храма и ставится на катафалк. Особо чтимых покойников вплоть до самого кладбища несут на руках. По церковным правилам впереди похоронной процессии несут крест или икону Спасителя, затем несут хоругви (церковные знамена), затем идёт священник с кадилом и свечой, затем несут гроб с почившим (желательно, чтобы несли близкие родственники и друзья), за гробом идут родные, близкие, а за ними прочие участники похорон с цветами, венками.

Погребение


Особо регламентировались погребальные обряды лиц, причисленных к царской фамилии.
Гроб опускают в могилу так, чтобы покойный лежал головой на запад и ногами на восток, следовательно, его лицо будет обращено на восток. Это знак ожидания наступления Утра вечности, Второго пришествия Иисуса Христа, а также знак, что усопший идёт от заката (запада) жизни к вечности (востоку). Гроб опускают в могилу на полотенцах или веревках. При опускании гроба также поётся Трисвятое. Эта песня ангелов означает, что усопший переходит в ангельский мир. Совершенно неуместна при христианском погребении музыка. В православном храме за богослужением музыка не употреблятся, не нужна она и при погребении, которое представляет собой богослужебный обряд. Все присутствующие держат в руках зажжённые свечи. Пение может продолжаться до тех пор, пока над могилой не вырастет холмик и цветы с венками не закроют его. Первым со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенныя и вси живущий на ней» — бросает землю священник, изображая при этом на крышке гроба крест. В отсутствие священника это может сделать кто-либо из благочестивых мирян, используя землю, благословленную священником в храме. Затем каждый, кто провожает умершего в последний путь должен бросить в могилу свою горсть земли. Над могильным холмиком устанавливается крест, как символ Спасения. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы. Он устанавливается у ног покойного, Распятием к лицу усопшего, чтобы при воскресении, восстав из гроба, христианин смог взирать на предвестие победы Христа над смертью, над дьяволом. Можно также установить любой памятник, главное, чтобы на нём было изображение православного креста, однако по православному обычаю ставить памятник на могиле не принято (ставить памятник на могиле покойника принято по католическому обычаю). На могильный холм устанавливают венки, в центре — кладут цветы. Теперь все желают покойному Царствия Небесного и уходят поминать усопшего. Следует отметить, что могилы христиан должны содержаться в чистоте и порядке, быть благоустроенными и ухоженными.

Go to top